Заявление председателя комитета
Госдумы по обороне РФ Владимира Комоедова о том, что «сокращение службы до
одного года было политическим решением и это плохо влияет на боеготовность
армии» отдает лукавством. Политик такого уровня не может не знать о сложной
истории преобразований Вооруженных сил России последнего десятилетия.
Сокращение срока службы по призыву с двух лет до одного года было намечено в
2003 году и увязано с реализацией федеральной целевой программы «Переход к
комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда
соединений и воинских частей» на 2004 - 2007 годы.
Решением Правительства министерству обороны было поручено перевести почти
половину воинских частей в категорию постоянной боевой готовности,
укомплектовав их исключительно контрактниками. При этом военная служба по
призыву должна была изменить свой смысл и характер – с 2008 года военнослужащий
по призыву должен был занят только освоением военно-учетной специальности.
Именно поэтому и произошло двукратное сокращение срока военной службы по
призыву. А обеспечение внешней безопасности страны должны были взять на себя
контрактники.
Выполнение этой программы могло стать одним из важнейших этапов реформирования
вооруженных сил. Однако ее реализация была провалена министерством обороны. И
хотя срок военной службы по призыву был сокращен, никакого изменения сути
службы по призыву не произошло. Военнослужащих по призыву также как и раньше
направляли для прохождения службы в реальные воинские части.
За год службы профессионалом не станешь, тем более при сохранении
принудительного призыва. Срок службы в реальных воинских частях должен
составлять около трех лет. И ключевой вопрос, - кто будет в них служить –
контрактник, сознательно выбравший военную службу, или срочник, принудительно
призванный в армию.
Руководство страны демонстрирует в данном вопросе здравый смысл и понимание
реальности, выбрав курс на строительство армии, которая должна комплектоваться
по добровольному принципу. В прошлом году министерству обороны была поставлена
задача по доведению корпуса контрактников на должностях рядового и младшего
командного состава до 425000 к 2016 году.Весной текущего года сформулировано требование к
2018 году в российской армии должно остаться не более 15 процентов
солдат-срочников.
Из провала
программы 2004-2007 гг. извлечены
уроки. Разработана новая процедура по отбору военнослужащих по контракту.
В связи с
тем, что набор на контракт требует времени, в настоящее время численность
вооруженных сил на четверть меньше запланированной цифры в один миллион
военнослужащих. Но каких-либо серьезных проблем или опасности такая ситуация не
несет. Данный недокомплект – явление временное, его необходимо
закрывать, наращивая численность военнослужащих по контракту – в соответствии с
принятыми решениями.
В
сложившейся ситуации опасность как раз исходит от недопонимания отдельными
политиками и государственными деятелями сути проводимой реформы. Ведь
предложения об увеличении срока службы по призыву, количества призывников,
повышение призывного возраста, превращение военкоматов в комендатуры и т.п.
противоречат целям военной реформы, такие предложения направлены на сохранение призывной армии, со всеми ее
неизбывными проблемами.
Надо понимать, что в случае регресса в данном вопросе, мы уже не ограничимся
увеличением срока службы по призыву до полутора лет. При провале военной
реформы в условиях демографической ямы срок службы по призыву потребуется
увеличить до трех лет, что в современных условиях, несомненно, приведет к
увеличению напряженности со стороны населения и обострению противостояния
общества и армии. Кроме того, в самих воинских частях обострятся старые
армейские проблемы, связанные с нарушением прав и безопасности военнослужащих:
возрастет грубое насилие старших по званию или по сроку службы военнослужащих
над младшими, приводящее к гибели, самоубийствам, многомесячному пребыванию в
госпиталях, побегам, увеличится количество несчастных случаев и т.п.
Современная
международная ситуация с точки зрения внешней безопасности очень благоприятна для
нас. У России сегодня нет внешних врагов, это недавно четко сформулировал
министр иностранных дел России. Такую ситуацию просто
необходимо использовать для коренного преобразования вооруженных сил,
направленного на то, чтобы служба в армии была безопасна в первую очередь для
самих военнослужащих, и по-настоящему уважаема в обществе. А необходимое
условие для этого - создание контрактной армии.
Сергей Кривенко, директор Правозащитной группы "Гражданин. Армия. Право", член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека
Записей не найдено.