Исторический раздел:

«Большой террор», 11 класс


Скачать этот материал (.doc)
Скачать презентацию к уроку (.ppt)
Скачать приложения (.zip)

Методическое пояснение:

Урок с использованием мультимедийных материалов рассчитан на проведение в 11-х классах в рамках курса отечественной истории XX века.

Цель урока:

Представить учащимся Большой террор 1937-1938 гг. как историческое явление, способствовавшее укреплению тоталитарного режима в СССР.

Задачи урока:

Время: 80 - 90 мин.

Предварительная подготовка:

Учитель готовит раздаточный материал (см. Приложения), проверяет работоспособность мультимедийного оборудования.

Ход урока:

1. На экран выводится цитата Джорджа Оруэлла, которая подводит к осмыслению Большого террора.

Начиная урок, учитель, после объявления темы урока, может предложить учащимся вспомнить крылатые фразы о возможности оказаться за решеткой по произволу правоохранительных органов. Вероятно, на память придут фразы, вроде, «Был бы человек – дело найдется», «То, что Вы не сидите – это не Ваша заслуга, это – наша недоработка» и т.п. Далее учитель ставит дискуссионный вопрос: «Любой ли человек мог стать жертвой Большого террора?». Учащиеся в течение 4-5 минут высказывают свои мнения.

На экран выводятся статистические данные, демонстрирующие масштабы Большого террора, социальный состав жертв и т.п. Эти данные хотя бы отчасти показывают, что никто не мог быть застрахован от произвольного ареста. В частности, очевидно, что номенклатура и коммунисты никак не составляли большую часть репрессированных. Учитель подчеркивает, что именно в 1937-1938 гг. террор стал воистину Большим, поясняет, что термин «Большой террор» чаще всего употребляется в отношении периода весны 1937 г. – осени 1938 г. Начало его знаменует февральско-мартовский Пленум ЦК ВКП(б), принявший резолюции, ориентировавшие на усиленную борьбу с «врагами народа». Окончание же обычно связывают с назначением Л.П.Берия на пост председателя НКВД СССР вместо Н.И.Ежова в октябре 1938 г., после чего масштабы репрессий резко сокращаются.

2. Учащиеся получают для ознакомления выдержки из протоколов допросов следователей-фальсификаторов, демонстрирующие способы фабрикации обвинений (Приложение 1). Учащимся предлагается назвать (перечислить) эти способы. Одновременно на экран выводится слайд - копия подлинной страницы приговора по одному из дел следователей-фальсификаторов.

Учащимся предлагается прочитать документы и ответить, почему следователи действовали таким образом. При дальнейшем обсуждении учитель последовательно выводит на экран слайды, наглядно демонстрирующие мотивы поведения следователей. Первый и второй слайды показывают, что они верили в вину подследственных, поскольку так им объясняли начальники; третий слайд свидетельствует о желании следователей получить поощрение за выполнение указаний начальства; четвертый – о том, что они брали пример с коллег; пятый – о том, что чекисты привыкли не задумываясь выполнять приказы своих начальников[1]; шестой – о страхе наказания; седьмой, восьмой, девятый и десятый – о том, что установки на проведение репрессивных кампаний задавались политическим руководством, спускавшим «сверху» приказы об арестах и лимиты на расстрелы и лишение свободы (круглые цифры – еще одно свидетельство определения количества репрессированных без какой-либо субъективной вины; подписи вождей – самое наглядное свидетельство их вины; обратите внимание на то, кто подписывал и кто подписывал первым); одиннадцатый слайд демонстрирует наличие указаний от высших руководителей страны применять незаконные методы (например, пытки).

Размышление над поставленной проблемой при помощи дополнительных вопросов должно вывести на механизмы Большого террора.

3. Учитель конкретизирует представления учащихся об основных чертах Большого террора в ходе мультимедийной презентации.

4. Учитель ставит проблемный вопрос: «Был ли Большой террор необходим для функционирования тоталитарной системы?» В ходе развернувшейся дискуссии имеет смысл актуализировать причины Большого террора, поставив ряд дискуссионных для современной исторической науки вопросов:

- Если Большой террор был нужен для обеспечения управляемости бюрократической системы, зачем было репрессировать сотни тысяч рабочих и крестьян, не имеющих никакого отношения к управлению?

- Если Большой террор был нужен для укрепления единоличной власти Сталина, то что же угрожало ему в 1937 г.? Была ли в это время какая-либо оппозиция?

- Если Большой террор был нужен для снабжения ГУЛАГа рабочей силой, зачем нужно было уничтожать более 700 тыс. человек, большей частью трудоспособных?

- Если Большой террор действительно был нужен для ликвидации «врагов народа», чем доказано, что они были?

5. В ходе мультимедийной презентации актуализируются представления учащихся о сущности и значении Большого террора.

6. Подводя итог, следует подчеркнуть, что Большой террор был организован и полностью контролировался политическим руководством страны во главе со Сталиным, что в ходе Большого террора было репрессировано более 1% населения страны, половина из них – расстреляны, что в результате укоренились репрессивные методы управления, основанные на страхе и произошло обесценивание человеческой жизни, что последствия Большого террора продолжают сказываться на судьбах страны.

Домашнее задание: Учащимся предлагается написать эссе (2-3 стр.) по одной из следующих тем.

1. Большой террор и наука.

2. Большой террор и литература.

3. Большой террор и политика.

4. Большой террор и экономика.

5. Большой террор и национальный вопрос.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

СПРАВКА

по архивно-следственному делу № 796219 по обвинению бывших сотрудников Пермского ГО НКВД Былкина В.И., Зырянова И.Т., Каменского А.М. и др. (всего 16 человек), в преступлении, предусмотренном ст. 193-17 п. «А» УК РСФСР.

 

Материалами следствия было установлено, что сотрудниками Пермского горотдела НКВД Былкиным, Королевым и др. в 1937-38 годах производились массовые аресты граждан по принципу национальной принадлежности, социального прошлого без наличия на них компрометирующих материалов…

В целях создания шпионско-диверсионных и других повстанческих организаций указанными выше сотрудниками Пермского ГО НКВД применялись всевозможные противозаконные методы к арестованным.

Например, допрошенный в качестве обвиняемого бывший начальник отделения Пермского ГО НКВД Королев, признавая себя виновным в создании вымышленных контрреволюционных организаций, на допросе 22 мая 1939 года показал:

«… Моя преступная деятельность началась с октября 1937 года, когда  ко мне, как начальнику отделения, приходили ряд следователей для корректировки протоколов. Корректируя явно вымышленные протоколы и поправляя их, я вписал дополнения по шпионско-диверсионной деятельности этих арестованных (фамилии не помню) давал следователям предположительные вопросы и ответы для дополнения протокола, и, таким образом, как начальник отделения, создавал вымышленные шпионско-диверсионные организации без наличия соответствующих материалов»…

Другой арестованный – бывший оперуполномоченный Пермского ГО НКВД РАДЫГИН по этому вопросу дал показания.

«… Таким образом, как я, так и другие члены бригады Королева, составляли фиктивные протоколы допроса арестованных, вписывали им диверсию и шпионаж, хотя материалов, изобличающих в этой деятельности не было…

… Подписывались эти протоколы обманным путем, т.е. я им зачитывал автобиографические данные и совершенно не читал арестованным части протокола о шпионаже и диверсии и они подписывали эти протоколы»…

По этому же вопросу обвиняемый ЗЫРЯНОВ И.Т. (бывший оперуполномоченный Пермского ГО НКВД) на допросах заявил:

«Широкое применение извращенных методов следствия началось с конца декабря 1937 года, т.е. с момента начала массовых операций. Эти извращения состояли прежде всего в том, что производили незаконные массовые аресты без наличия каких-либо компрометирующих материалов»…

Зырянов, по вопросу проведенных арестов  в Добрянском районе, показал:

«… Наиболее упрощенные методы применялись в отношении трудпоселенцев. В большинстве своем аресты производились по списку, без ордера и только лишь после ареста производили соответствующее оформление…

… Незаконные аресты были произведены в Добрянском районе. Первый раз было арестовано 123 человека и второй раз 500 человек…

 В конце декабря 1937 года начальник отделения Лизунов, его помощник Каменский и я были командированы Левотским в Добрянский район для производства арестов и следствия по делам арестованных кулаков из трудпоселков.

В Добрянке мы находились в течение 5 суток. За это время арестовал 120 человек, согласно списка, привезенного Лизуновым.

Арест кулаков из трудпоселка производился путем вывоза  их в поселковую комендатуру, а затем они направлялись в Пермскую тюрьму. Санкцию у прокурора на арест этих лиц не брали. Следствие по делу этих арестованных мы провели в течение 5 суток.

Все арестованные были выведены, как участники шпионско-диверсионной организации, созданной румынской разведкой.

Протоколы допроса мы составляли руководствуясь собственной фантазией, а подписывать эти протоколы вынуждали арестованных, путем уговора их.

Таким образом, не имея никаких компрометирующих данных против этих 120 человек арестованных, за исключением того, что они бывшие кулаки и большинство из них по национальности румыны, мы в пятидневный срок «вскрыли» большое количество контрреволюционных формирований.

… Мне известно, что в первых числах января 1938 года Левоцким была составлена для бывшего начальника УНКВД Дмитриева фиктивная докладная записка  с якобы имеющейся в Добрянском районе к/р. националистической организации из б/трудпоселенцев украинцев, которая ставила своей целью отделение Украины в самостоятельное государство. После чего в конце января или начале февраля 1938 года было арестовано около 500 человек трудпоселенцев в Добрянском районе»…

 

27 июля 1954 г.

г. Молотов

Источник: ГОПАПО. Ф.641/1. Оп.1. Д.11293. Т.2. Л.72-76.

 

Выписка из протокола  допроса свидетеля Кужмана* от 20 мая 1956 года

 

«…Перед допросом того или другого обвиняемого мне давались выписки из показаний уже допрошенных арестованных, в которых было указано, что арестованный, которого должен допрашивать я, является участником контрреволюционной организации. Кроме того, давались акты или справки о якобы совершенных этим арестованным авариях по месту его работы… Обычно такие протоколы составлялись опытными оперативными работниками или руководителями следственных групп…

В то время в Кизеловском горотделе широко применялся провокационный метод обработки арестованных в камерах, где они определенной группой лиц склонялись к даче признательных показаний. И вот после такой обработки арестованный, приходя на допрос, говорил, что он является участником организации и иногда по подсказке следователя, а некоторые сами называли вербовщика. Некоторые арестованные, после камерной обработки, приходя на допрос, говорили следователю, чтобы он писал все, что ему нужно и подписывали протокол… Никакой проверки показаний обвиняемых не проводилось…

Ни показания свидетелей, ни справки арестованным не предъявлялись и к следственным делам они не прикладывались...

Имели место и такие случаи, что у арестованного спрашивали, где и кем он работал, а потом через него же выяснялось, имели ли место на этом участке в его смену какие-либо аварии. И если арестованный говорил, что аварии были, то ему эти аварии вписывались как диверсионные акты. Впоследствии, согласно таких показаний арестованного на предприятии брали справку, где указывалось, что такие аварии действительно имели место. Какой-либо другой документации, в частности, технических экспертиз по авариям не проводилось».

 

* Кужман работал в Кизеловском горотделе с дек.1937 в должности пом. Оперуполномоченного.

 

Источник: ГОПАПО. Ф.641/1. Оп.1. Д.10499. Т.1. Л.115-117.

 

Из протокола допроса свидетеля Дьяконова М.А., быв. оперуполномоченного Ворошиловского РО НКВД, от 13 сентября 1957 г.

 

«На проводившихся оперативных совещаниях, нам, работникам РО, говорилось, что проведение массовых арестов есть ликвидация «пятой колонны» в СССР и обуславливается указаниями свыше, но кого именно нам де, рядовым работникам, знать не обязательно.

Все последующие аресты лиц производились безотносительно того, имелись ли на этих лиц какие-либо компрометирующие материалы или их вовсе не было.

Процесс следствия по делам арестованных был примитивным, извращенным и основывался на незаконных действиях оперативно-следственных работников.

Существовал своего рода конвейер, то есть, такой порядок, при котором по одному следственному делу работало несколько сотрудников РО, выполняя почти механически какое-то одно следственное действие. Так, одни сотрудники производили арест и обыск, другие … заполняли анкеты, третьи принимали от арестованных заявления, четвертые писали протоколы допроса арестованных, пятые корректировали эти протоколы в нужном для следствия духе и отдавали их для печатания на машинке, и, наконец, последние – давали отпечатанные протоколы на подпись арестованным.

Существовала камерная обработка арестованных и система отбора от арестованных заявлений с признанием своей «вины» перед советским государством.

Протоколы допросов писались зачастую в отсутствие обвиняемых, естественно, не с их слов, а на основании выписок из протоколов допроса других обвиняемых, которые, в свою очередь, также были сфальсифицированы, или на основании заявлений обвиняемых, которые делались последними под воздействием камерной обработки лицами, связанными с руководителями оперативно-следственной группы.

Написанные таким образом протоколы «допроса» арестованных подписывались ими под игру патефона. К лицам, которые не подписывали сфальсифицированных протоколов, применялась повторная камерная обработка и как крайняя мера – холодная камера…

Во время проведения массовых операций основной моей задачей было составление ... вымышленных протоколов допроса.

Мне, как работнику Ворошиловского РО, было известно, что никаких враждебных антисоветских организаций и формирований на территории района не было, однако … путем указанных мною извращенных методов следствия, такие организации создавались в массовом порядке, под различными наименованиями: диверсионных, вредительских, повстанческих, а также шпионских. Причем шпионские организации создавались по национальному признаку: латыши – латвийская, финны – финская, поляки – польская и так далее. Особенное «предпочтение» оказывалось немецкой разведке, как наиболее коварной, в которую могли «входить» лица самых различных национальностей».

 

Источник: ГОПАПО. Ф.641/1. Оп.1. Д.12621. Л.38 – 41.

 

Протокол допроса Джиловяна Завена Сумбатовича от 20 мая 1955 г., в 36-38 гг. работал в Березниковском РО НКВД

 

«Во второй половине 1937 г. по телеграфному распоряжению УНКВД Свердловской области Березниковским (в то время он назывался Ворошиловским) райотделом НКВД было арестовано несколько групп перебежчиков, бывших белогвардейцев, причастных в прошлом к контрреволюционным партиям, и других категорий лиц. Согласно распоряжению УНКВД следствие по делам этих арестованных должно вестись в направлении получения от арестованных признательных показаний о причастности их к различным контрреволюционным организациям – шпионским, диверсионно-вредительским, повстанческим и т.д.

Арест указанных категорий лиц был произведен безотносительно того, имелись ли на этих лиц какие-либо компрометирующие материалы, или таковых не было. Списки на лиц, подлежащих аресту, составлялись путем выяснения биографических данных на этих лиц через паспортные столы, отделы кадров предприятий, учетные данные комендатур и др.

В процессе следствия, проводившегося наличным составом райотдела, каких-либо серьезных материалов о принадлежности арестованных к контрреволюционным организациям, а равно и о их практической враждебной деятельности получить не удалось. Вскоре после ареста указанных категорий лиц, в Березниковский ГО НКВД прибыла бригада оперативно-следственных работников УНКВД Свердловской области во главе с зам.начальника УНКВД – Дашевским. Еще до приезда бригады Дашевского бывший начальник Березниковского ГО НКВД Моряков был снят с работы, а затем арестован… заменен Шейнкманом.

Дня через два после приезда бригады Дашевского от арестованных на имя следователя стали поступать заявления. Заявления поступали в массовом порядке, с трафаретным содержанием, что арестованный признает себя виновным в причастности к какой-либо контрреволюционной организации и просит вызвать его на допрос, где он даст подробные показания о своей вражеской деятельности.

Для ведения следствия, верней для составления протоколов допроса обвиняемых, были привлечены не только все оперативные сотрудники горотдела и Свердловская бригада, но и неоперативные сотрудники – фельдегери, пожарники и военнослужащие полка НКВД, охранявшие Березниковский химкомбинат.

Протоколы допросов не удовлетворяли Дашевского и его бригаду, поэтому им, Дашевским, каждому сотруднику был дан образец протокола, в котором было указано, что обвиняемый признает себя виновным в причастности к какой-либо организации, проводящей враждебную в отношении Советского государства деятельность, указывает определенное лицо, завербовавшее его в эту организацию, дату вербовки, лиц, причастных к этой организации и конкретную вражескую деятельность себя и других лиц. По этому образцу сотрудники заполняли протоколы допроса и давали их на подпись обвиняемым. Отдельные ведущие протоколы допросов на лиц, которые ставились во главе какой-либо группы или контрреволюционной организации, составлялись лично Дашевским. Эти протоколы обычно печатались на машинке и составляли более 20 печатных листов. Копии таких протоколов Дашевский посылал в УНКВД в г.Свердловск. Таким образом, следствие по делам арестованных после приезда Дашевского и его бригады велось с грубейшими нарушениями советского уголовного и уголовно-процессуального права. Протоколы допросов обвиняемых фальсифицировались и эти фальсифицированные «показания» давались на подпись и подписывались обвиняемыми, которые подвергались камерной обработке или подвергались прямому принуждению, путем заключения в карцер».

 

Источник: ГОПАПО. Ф.641/1. Оп.1. Д.13507. Л.100 – 102.



[1] Показывая слайд обратите внимание учащихся на весьма стандартный речевой оборот, использованный следователем: «незаконные методы следствия». Имеет смысл подчеркнуть, что эти слова заменяли то, о чем очень хотелось говорить: пытки, избиения, истязания и т.п.




Перейти к оглавлению

Свои замечания и дополнения отправляйте на электронную почту пермского Молодёжного «Мемориала» pmem@yandex.ru.

Поделиться:

blog comments powered by Disqus