Исторический раздел:

Истоки Большого террора


Скачать этот материал (.doc)
Скачать презентацию к уроку (.ppt)

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию причин ужесточения репрессивной политики в СССР во второй половине 1930-х гг.

2. Обеспечить усвоение учащимися понятий «контрреволюция», «раскулачивание», «лагерная система».

3. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, аргументировано высказывать свое мнение.

Учебное оборудование:

Комплект мультимедийного оборудования (ноутбук, проектор, доска), презентация на CD «Истоки Большого террора», карта «Народное хозяйство в СССР в 1926-1940 гг.» (возможность показать районы, где формировались лагеря для политических заключенных в I-ю пол. 1930-х гг.), учебные карточки с заданиями для групп учащихся и тексты источников к ним.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, новые понятия и термины (контрреволюционеры, оппозиция, политические процессы, концлагеря).

Форма занятия: групповая работа с элементами ролевой игры.

 

План урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

План:

§ «Социализм не для всех…»: борьба большевиков с классовыми врагами в 1920 - нач. 1930-х гг.
§ Концлагеря для обреченных: рождение «лагерной системы» и ее первые жертвы.
§ Лики тоталитаризма: накануне 1937 года.

III. Закрепление изученного на уроке.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент (2-3 мин.).

 

II. Изучение новой темы.

План (выносится на доску или проецируется на экран):

 

1. Инструктаж учащихся для работы с творческим заданием. (2 мин.)

Учитель выдает каждой группе карточки с заданием. Задание предполагает три вида работы:

  1. Просмотр и составление план-конспекта презентации «Истоки Большого террора».
  2. Анализ исторического документа. Ответ на поставленные проблемные вопросы.
  3. Составление схемы «письма во власть».

 

2. Рассказ учителя о методах борьбы большевиков с классовыми врагами в 1920-х – первой половине 1930-х гг.  

Учитель представляет материал в виде мультимедийной презентации «Социализм не для всех…». (15 минут). Презентация содержит фрагменты кинохроники, плакатной живописи, фотодокументы, а также выдержки из письменных  источников.

Деятельность в группе:

Учащиеся смотрят презентацию и составляют ее краткий конспект. После чего группа «аналитиков» приступает к выполнению задания на карточке.

Задача «капитана»: подготовить ответ своей группы на обозначенную проблему.

Задача «Секретаря» и одного из аналитиков - систематизировать все материалы и подготовить схему «Письма во власть».

Время работы - 10 мин.

 

3. Презентация итогов работы групп над творческим заданием (10 мин.).

«Капитаны» представляют итоги работы своей группы над обозначенной в карточке проблеме (5 мин.). Им помогают «аналитики».

В это же время «секретари» заканчивают работу над план-схемами «письма во власть» и прикрепляют их к школьной доске.

 

4. Закрепление изученного на уроке (5 мин.).

Задание для учащихся: «Из предложенной матрицы вариантов ответов выберите те варианты, которые характеризуют основные направления репрессивной политики в СССР в 1920-х – первой половине 1930-х гг. Ненужные варианты вычеркните.

 

Однопартийная система

Свобода вероисповедания

Раскулачивание

Тоталитарный режим

«Социализм для всех и каждого»

Принцип разделения властей

Преследование верующих

Концлагеря

Отсутствие цензуры

Цензура

Политический контроль

Свобода творчества

Коллегиальность руководства государством

Культ личности

Свобода создания партий, организаций

Политические дискуссии

Демократический режим

Всеобщее избирательное право

Спецконтингент

Классовые враги

 

5. Подведение итогов урока (5 мин.)

 

Домашнее задание.

  1. Закончить проектирование «Письма во власть» и подготовить его черновой вариант.
  2. Подготовить доклады на темы «Классовые враги советской власти в 1920-е гг.», «Советский ГУЛАГ», «Первые узники совести: политический и психологический портрет» и т.д.
  3. Прочитать тематический параграф в учебнике «История России. XX век» (Тема: «Политическая система в 1930-е гг.).
  4. В Интернете, текстовых или электронных энциклопедиях найти и прочитать текст советской Конституции 1936 года («Конституция победившего социализма»).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1

 

Интеллигенция

 

Внимательно изучите фрагменты исторического документа, которые даны ниже, а также просмотрите сюжет в презентации, посвященный интеллигенции как классовому врагу советской власти.

Задание:

  1. Прочитайте документ.
  2. Ответьте на проблемный вопрос.
  3. Составьте от имени интеллигенции Пермского округа Уральской области (отделения Всесоюзного общества художников, писателей, инженеров, врачей) письмо адресованное: «Москва. Кремль. тт. И.В. Сталину, М. Калинину…» (выберите форму письма: протест, пожелания, дискуссия).

 

Проблема: Почему советская власть начала гонения на представителей научной и творческой мысли? В каких учреждениях большевики искали «антисоветскую интеллигенцию»? Какие из ниже перечисленных деятелей Вам знакомы?

 

Из Докладной записки ГПУ в Политбюро ЦК РКП (б) «Об антисоветских группировках среди интеллигенции» от 1 июня 1922 года.

 

«Новая экономическая политика советской власти создала опасность объединения и консолидации сил буржуазных и мелкобуржуазных групп, находящих себе все усиливающуюся опору в разных условиях развития Нэпа. Антисоветская интеллигенция широко использует открывшиеся ей возможности организации и собирания своих сил… Тревожным симптомом организации будущего сплоченного контрреволюционного фронта является стихийное нарождение значительного числа частных общественных союзов (научных, экономических, религиозных) и частных издательств, вокруг которых группируются антисоветские элементы. Мощь антисоветской интеллигенции усиливается…главной ареной борьбы против Советской власти ею выбраны: высшие учебные заведения, различные общества, печать, театр, кооперация, тресты, торговые учреждения, различные ведомственные съезды…

Ослабление репрессий окрылило надежды антисоветской интеллигенции и в последнее время различные ее слои в различных формах ведут против Советской власти упорную контрреволюционную работу…».

 

Из рапорта начальника Секретного отдела ГПУ зампреду ГПУ о ходе операции по высылке интеллигенции от 18 августа 1922 г.

 

«Доношу, что до 23 часов 18 сего августа арестовано и заключено во внутреннюю тюрьму 34 человека. Кроме указанных в 1-м рапорте арестованы: Кондратьев, Матусевич, Кудрявцев и Франк… Задержаны домашним арестом за это же время 4 человека: Кизеветтер, Фомин, Озеров и Угримов…

За сегодня допрошены – Розенберг, Сазонов, Артболевский, Ушаков, Кудрявцев, Ясинский, Фельдштейн, Айхенфельд, Сратонов, Баккал, Муравьев и Бердяев – всего 12 человек. Всем 12 уже предъявлено обвинение. На предложение выезда за свой счет за границу в ссылку изъявили согласие 4 человека…»

 

 

 

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2

 

Церковь

 

Внимательно изучите фрагменты исторического документа, которые даны ниже, а также просмотрите сюжет в презентации, посвященный Церкви как классовому врагу советской власти.

Задание:

  1. Прочитайте документ.
  2. Ответьте на проблемный вопрос.
  3. Составьте от имени духовенства Пермского округа Уральской области письмо, адресованное: «Москва. Кремль. Тт. И.В. Сталину, М. Калинину…» (выберите форму письма: протест, пожелания, дискуссия).

 

Проблема: Почему советская власть начала гонения на верующих и служителей церкви? Свидетельствует ли приведенный ниже документ, что гонения на духовенство были вызваны элементарным стремлением руководства страны к материальной наживе?

 

«Изъять из церковных имуществ…»

Постановление ВЦИК (26 февраля 1922 г.)

 

Ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие служить средством борьбы с голодом в Поволжье и для обсеменения его полей, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, в дополнение к декрету об изъятии музейного имущества, постановляет:

1. Предложить местным Советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ, переданных в пользование группы верующих всех религий на описи и договорам, все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие которых не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Наркомфина, со специальным назначением в фонд Центральной комиссии голодающим.

2. В целях планомерного проведения этого мероприятия, организации учета и передачи органам Наркомфина по особому счету для центральной комиссии в составе ответственных представителей губисполкома…».

 

«Из секретного письма В.И. Ленина в Политбюро ЦК РКП (б)»

19 марта 1922 года

 

«…Чем большее число реакционного духовенства нам удастся расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они и думать бы не смели… Мы сможем обеспечить себе фонд в несколько сотен млн. золотых рублей. Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство, в частности и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности совершенно не мыслимы…».

 

 

 

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3

 

Кулаки

 

Внимательно изучите фрагменты исторического документа, которые даны ниже, а также просмотрите сюжет в презентации, посвященный кулачеству как классовому врагу советской власти.

Задание:

  1. Прочитайте документ.
  2. Ответьте на проблемный вопрос.
  3. Составьте от имени крестьян Пермского округа Уральской области письмо, адресованное: «Москва. Кремль. Тт. И.В. Сталину, М. Калинину…» (выберите форму письма: протест, пожелания, дискуссия).

 

Проблема: Почему советская власть начала беспощадную борьбу с крестьянами-единоличниками в деревне – «кулачеством как классом» ? Какие меры имел в виду И.В. Сталин, говоря о «настоящем большевистском наступлении» на кулаков?

 

Из резолюции XV съезда партии по отчету Центрального Комитета

19 декабря 1927 года

 

«…XV съезд ВКП (б) считает…, что уровень сельского хозяйства все еще остается крайне низким. В силу этого съезд поручает Центральному Комитету принять практические меры для усиления подъема сельского хозяйства… Необходимо поставить в качестве первоочередной задачи на основе дальнейшего кооперирования крестьянства постепенный переход распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства (коллективная обработка земли на основе интенсификации и машинизации земледелия), всемерно поддерживая и поощряя ростки обобществления сельскохозяйственного труда. Такое усиление подъема сельского хозяйства необходимо и в интересах повышения благосостояния основной массы крестьянства, и в интересах увеличения рынка (сбыта и сырья) для крупной промышленности, и в интересах технической перестройки и социалистического кооперирования деревни с преодолением тем самым капиталистических элементов деревни…».

 

Из речи И.В. Сталина на конференции аграрников-марксистов

17 декабря 1929 года

Наступать на кулачество – это значить сломить кулачество и ликвидировать его как класс. Вне этих целей наступление есть декламация, царапанье, пустозвонство, все что угодно, только не настоящее большевистское наступление. Наступать на кулачество – это значит подготовиться к делу и ударить…, но ударить так, чтобы оно не могло подняться на ноги. Это и называется у нас, большевиков, настоящим наступлением…»

 

 

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4

 

Спецконтингент

 

Внимательно изучите фрагменты исторического документа, которые даны ниже, а также просмотрите сюжет в презентации, посвященный спецконтингенту.

Задание:

  1. Прочитайте документ.
  2. Ответьте на проблемный вопрос.
  3. Составьте от имени семьи спецпереселенцев Мейер, поживающих в г. Кизеле  Пермского округа Уральской области письмо, адресованное: «Москва. Кремль. тт. И.В. Сталину, М. Калинину…» (выберите форму письма: протест, пожелания, дискуссия).

 

Проблема: Какие социальные слои населения составили так называемый «спецконтингент»? Что такое ГУЛАГ? Чем занимались представители «спецконтингента»?

 

Из учебника А.Б. Суслова «История России (1917-1997 гг.)»:

 

«Еще весной 1929 г. в ЦК ВКП (б) была образована комиссия под председательством Н. Янсона, выработавшая предложения о применении труда заключенных. Тогда же принимается секретное постановление СНК СССР об использовании труда заключенных для освоения богатств Сибири и Дальнего Востока, а также для промышленного строительства.

Помимо труда заключенных широко использовался труд спецпоселенцев. К примеру, в 1932 г. на Урале трудилось около 500 тыс. спецпоселенцев, в Кузбассе – 600 тыс., из них около 40% использовались на производстве. В целом спецпоселенцы составляли около 15 % рабочей силы. Более 90% их были завезены в необжитые места. Зарплата спецпоселенцев была низкой, ее не хватало даже на еду и одежду. Следствием плохого снабжения, тяжелых условий труда и быта становилась высокая смертность.

ГУЛАГ – главное управления лагерей, подразделение НКВД. НКВД в начале 1930-х гг. становится крупнейшим народнохозяйственным ведомством. Ему передали строительство Беломоро-Балтийского и Волго-Московского каналов, Байкало-Амурской магистрали, освоение районов Ухты, Печоры и др. объектов. Заключенными были возведены Норильский и Магнитогорский комбинаты, производственные сооружения в г. Березниках и пр….».




Перейти к оглавлению

Свои замечания и дополнения отправляйте на электронную почту пермского Молодёжного «Мемориала» pmem@yandex.ru.

Поделиться:

blog comments powered by Disqus