Поиск:
 

В Абакане прошел митинг памяти депортированных немцев

НИА-Хакасия
Митинг, посвящённый Дню памяти и скорби российских немцев, состоялся в столице Хакасии в минувшее воскресенье. Его организаторами выступили министерства национальной и территориальной политики, министерство труда и социального развития РХ, а также региональная организация «Центр немецкой культуры имени Генриха Батца».
Почтить память российских немцев пришли десятки жителей Хакасии. Трагедия прошлого века коснулась многие семьи, навсегда оставив след скорби в памяти людей.
- В летописи нашей страны много не только героических событий, но и, к сожалению, трагических. 28 августа – это День памяти и скорби, это день мужества людей, которые столкнулись со страшной несправедливостью быть безвинно виноватыми, с унижениями, но они не сломались, а смогли выстоять, - сказал в своем выступлении заместитель главы Хакасии Владимир Крафт. - Больно говорить о том, сколько тысяч людей погибло, сколько судеб было поломано, в каких нечеловеческих условиях работали в трудовых лагерях, особенно подростки и женщины. Многие немцы в послевоенные годы были награждены высшими государственными наградами Советского Союза, медалями за добросовестный труд, в т. ч. в годы Великой Отечественной войны.
Напомним, 75 лет назад в 1941 году по надуманным причинам была проведена тотальная депортация поволжских немцев на Урал, в Сибирь (Хакасскую автономную область).
Депортация часто проводилась без суда, следствия, предъявления обвинения, в малообжитые районы, без жилья, материального обеспечения, в среду, не подготовленную для жизни, на тяжелые физические работы в условиях ненависти окружающих к «врагам народа», отмечает в своей книге «Массовая депортация и проблемы реабилитации поволжских немцев» доцент кафедры истории России Хакасского государственного университета Михаил Степанов.
Непосредственным началом для массового переселения немцев Поволжья послужил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года, в котором отмечалось, что «По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья». С 22 июня по 10 августа в республике немцев Поволжья было арестовано по обвинению в шпионаже – 2 человека, террористических намерениях - 3, диверсионных намерениях - 4, в распространении пораженческих слухов – 97, так, что счет не шел на тысячи. По мнению ученого, объективных причин для выселения немцев из Поволжья не было - проведение депортации избавляло советское руководство от персональной ответственности за неудачные военные действия первых месяцев войны – нашли «виноватых». Есть другие мнения ученых, что это были превентивные меры, в условиях приближения войск вермахта - типичная для режима перестраховочная мера, что немцев наказали за зажиточность, что Сталин недолюбливал их.
Депортации, т.е. принудительному насильственному переселению этнических групп своих граждан подверглись во время войны почти 950 тысяч немцев. Из них почти 450 тысяч из АССР немцев Поволжья. Только во второй половине 1941 года в Хакасию депортировано 15 136 немцев, имеющиеся у них паспорта тут же уничтожались. В автономной области их использовали на строительстве ж/д Сталинск (Новокузнецк) – Абакан, на лесозаготовках. В результате они стали бесплатной рабочей силой, пополнившей сеть ГУЛАГа в Сибири. Депортация для многих стала прелюдией к физическому уничтожению, потому что не хватало элементарного – жилья, бытового имущества, продуктов. Высланные специалисты чаще всего использовались не по специальности. Большинству представителей немецкой интеллигенции пришлось работать на неквалифицированных работах: на стройках, лесоповалах, предприятиях.
Как требовал Государственный комитет обороны, подростки 15-16 лет привлекались в трудармию для использования на общих условиях и под жестким контролем НКВД. Не случайно многие из этих молодых трудоармейцев уже через десятилетие писали о том, что рано стали инвалидами. Так на советских немцах была апробирована форма организации труда, сочетавшая в себе черты «трудовой армии» и концентрационного лагеря. С окончанием войны репрессии не закончились. На 1 января 1953 года насчитывалось 755 180 немцев, находящихся на режиме спецпоселения.