«Мемориал»* и мемориальный бум


Источник

29.12.2022

Неделя cовеcти в ДК МЭЛЗ, ноябрь 1988 года / Фото: Юрий Рост

Эта цитата израильского историка культуры и директора Института изучения Холокоста, геноцида и памяти Алона Конфина относится к явлению, получившему название «мемориального бума». Оно зародилось в 1980-х годах в странах развитых демократий и проявлялось в росте запроса социума на ту историю, которая не укладывается в официальный государственный нарратив. Это явление приобрело характерные черты: возвращение репрессированной памяти сообществ, интерес к истории семьи, повсеместная практика организации мемориальных мероприятий, а также особое внимание к темам травмы, вины и ответственности за преступления прошлого. Французский историк памяти Пьер Нора даже говорил о начале  «всемирного торжества памяти».

В СССР долгое время политика памяти была монополизирована государством, что проявлялось в  господстве единого исторического нарратива, в котором многие темы были фактически запретными. Однако в советском обществе постепенно формировался запрос на переосмысление тоталитарного прошлого. На волне перестройки и политики гласности темы политических репрессий и других государственных преступлений заняли значимое место в общественном дискурсе. Важно подчеркнуть, что актуализация этих вопросов происходила «снизу», от лица формирующегося гражданского общества. Одной из таких инициатив стало основание общества «Мемориал» в августе 1987 года. Его миссия заключалась в коммеморации жертв сталинских репрессий. Феномен «Мемориала» можно рассматривать как часть «мемориального бума».

По мнению немецкого культуролога Алейды Ассман, деятельность «Мемориала» стала примером проявления «контрпамяти», т. е. проявлением «оппозиционной» памяти  по отношению к официальному государственному нарративу.

Иосиф Сталин, Климент Ворошилов и делегат от Таджикистана на II съезде колхозников / Фото: РИА Новости

В современном российском обществе в последние десятилетия значительно возрос интерес к теме памяти, о чём красноречиво свидетельствует увеличение числа публикаций на эту тему. Так в недавно вышедшей книге Николая Эппле «Неудобное прошлое» рассматривается коллективная память о жертвах сталинских репрессий и о государственных преступлениях в постсоветском обществе. Помимо «Мемориала», в большинстве регионов функционируют иные сообщества и некоммерческие организации, занимающиеся сохранением памяти о репрессированных в XX веке. Например, Общество репрессированных Новгородской области. Там, как и в других схожих региональных объединениях, занимаются сбором и систематизацией документов из личных и государственных архивов, на основе которых составляются местные «книги памяти».

Кроме того, дискуссии о памяти актуализируются в информационном пространстве. Примером тому могут послужить круглые столы и коллоквиумы на тему памяти о жертвах политических репрессий, которые раньше проводились в стенах «Мемориала» в Москве. В связи с его недавней ликвидацией по решению Верховного Суда РФ общественные дискуссии перешли в виртуальное пространство, что открыло более широкие возможности участия исследователей из других стран: Украины, Беларуси, Германии и др. По мнению историка Олега Морозова, все вышеперечисленные коммеморативные практики следует связывать с запросами современного российского общества на определение собственных идентичности, нравственных принципов и оценок прошлого.

Изучением исторического сознания и коллективной памяти различных сообществ занимается memory studies (в русском языке пока отсутствует устойчивое название этого исследовательского поля). Интерес к этой дисциплине активно растёт как в публичной, так и в академической сфере России. В частности, вклад в популяризацию memory studies в России вносят такие организации, как движение Мемориал, Сахаровский Центр, Ельцин центр и иные некоммерческие организации, предоставляющие площадку для публичных лекций специалистов по изучению исторической памяти общества. Несмотря на ликвидацию некоторых сообществ лекции для широкой публики продолжают организовываться в рамках иных объединений. Удачными примерами могут послужить лекции историка Алексея Миллера «Региональное измерение политики памяти» или уже упомянутого Николая Эппле «Что такое память о „трудном прошлом“ и почему об этом все говорят?».  

Пожертвования, собранные в фонд общества «Мемориал» / Фото: russiainphoto.ru

Тема государственных преступлений после непродолжительного горбачевского периода постепенно вытесняется из исторической памяти России. Однако важно понять из-за чего это происходит и как же противостоять забвению «неудобного» прошлого. Представляется, что инструментарий дисциплины memory studies позволяет прийти к ответу на ряд вопросов, таких как понимание социальных представлений о прошлом, об их динамике и о том, как исторические события интерпретируются в разных сообществах. 

В других материалах Новгородского Мемориала мы более подробно остановимся на некоторых теоретических основах и подходах memory studies и с их помощью попытаемся рассмотреть динамику социальной памяти о тоталитарном прошлом XX века в постсоветском обществе.

 

*Организация внесена Минюстом РФ в реестр НКО, исполняющих функцию «иностранного агента» и ликвидирована по решению суда

Поделиться:

Рекомендуем:
| #НМДНИ-1938. Глава Украины Хрущёв. «Катюша». Берия в НКВД. Гитлер в Вене и Праге. «Хрустальная ночь»
| От ГДР и Штази до «мастера доносов» за неправильную парковку
| Третий день - 22 биографические Чтения «Право на имя: биографика XX - XXI веков»
Ширинкин А.В. Мы твои сыновья, Россия. Хроника политических репрессий и раскулачивания на территории Оханского района в 1918-1943гг.
Из истории строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината и Вишерского лагеря
Организация досуга
| Это не власть, а преступники
| Столько горя, нищеты, унижений пережито
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus