Как начальник тюрьмы НКВД после увольнения из органов в 1946-м подсидел реабилитированного начальника юрбюро железной дороги


Автор: Игорь Яковлев

Источник

26.05.2024

Продолжаю восстанавливать биографию двоюродного прадеда, который служил в НКВД и был участником Большого террора в Иркутской области. Занятие это малоприятное, но я искренне верю, что имена и судьбы исполнителей репрессий должны быть обнародованы, точно также как имена и судьбы их жертв. Эта история — лишнее тому подтверждение.

Благодаря регистрационному бланку члена КПСС из РГАСПИ мне был известен весь трудовой путь Иосифа Даниловича Березы, старшего брата моего прадеда Федора Даниловича, – с момента его увольнения из органов в 1946 году до смерти в 1959-м. 

Но бланк содержит только даты и должности, а получить личные дела с последующих мест работы не давала архивная тайна – поскольку я не прямой его потомок, то приходится ждать истечения 75 лет. 

На днях получил личное дело из иркутского филиала архива РЖД — двоюродный прадед после скандального увольнения из органов несколько месяцев возглавлял юридическое бюро Восточно-Сибирской железной дороги.


Личный листок по учету кадров Березы И.Д., 22 августа 1946 г. Источник: Личное дело из Архива Восточно-Сибирской железной дороги

К сожалению, мне не удалось найти исследований о том, как складывались гражданские карьеры уволенных чекистов. Похоже, практика сталинского СССР мало чем отличалась от путинской России – как высокопоставленные фсбшники сейчас переходят в топ-менеджмент госкорпораций, так и чекисты тогда переходили.

Иосиф Береза был уволен из органов 8 августа 1946 года. Уже 22 августа датированы первые документы в его личном деле из архива РЖД – личный листок по учету кадров и автобиография.

27 августа аттестационная комиссия дороги рекомендует «тов. Березу на должность начальника юридической группы Управления В.С. ж.д.». Аттестацию утверждает начальник дороги Митрофан Нестеренко.


Аттестация на Березу И.Д., 27 августа 1946 г. Источник: Личное дело из Архива Восточно-Сибирской железной дороги

Следующий документ – приказ о назначении – датирован только 1 октября. Похоже трудоустройство затянулось из-за того, что 11 сентября партийная организация УМГБ исключила Иосифа Березу из ВКП (б) за «антиморальное и непартийное поведение».

Родственник оспорил это решение в вышестоящей инстанции.

«Я прошу вас истребовать из партийного УМГБ материалы о моем исключении и разобрать по существу. Ибо для меня, как рядового коммуниста, партия – вопрос жизни и смерти», — писал Береза в райком. 

Я много думал над этой пафосной фразой про жизнь и смерть – действительно ли он  был таким искренним коммунистом?  Неужели чекист, безжалостно вершивший судьбы тысяч людей, способен покончить собой из-за членства в партии?

Но, кажется, все было гораздо более прозаично. 25 сентября райком восстановил Березу в партии, заменив исключение «строгим выговором с предупреждением и занесением в учетную карточку», и уже через неделю он был принят на работу на железную дорогу. Видимо «смертью» родственник считал невозможность продолжать карьеру на руководящих постах.

Но самое интересно во всей этой истории не «моральные страдания» коммуниста – я бы и сам мог смекнуть, что восстановление в партии сугубо карьерный вопрос, – а то, чье место Иосиф Береза занял на Восточно-Сибирской железной дороге. 

Выписка из приказа о назначении, которую я нашел в личном дела, состоит из двух коротких параграфов:


Выписка из приказа начальника железной дороги о назначении И.Д. Березы. 1 октября 1946 года. Источник: Личное дело из Архива Восточно-Сибирской железной дороги

§1 

ОСВОБОДИТЬ: Инженер-лейтенанта административной службы тов. МАНДРИЕВСКОГО П.В. от должности Начальника Юридической группы Упрвления ВСиб. ж.д., как не обеспечивающего работу.

§2

НАЗНАЧИТЬ: БЕРЕЗА Иосиф Даниловича на должность Начальника Юридической группы Упрвления ВСиб. ж.д.

Я, конечно, решил поинтересоваться, а кто же такой этот Мандриевский П.В., который так кстати не справился со своей работой. 

Единственное, что мне удалось о нем найти в интернете, – это его страница на сайте «Открытый список»

28 октября 1938 года 32-летний исполнитель по труду и зарплате службы связи Управления ВСЖД Петр Викентьевич Мандриевский был арестован по обвинению по четырем пунктам печально известной 58-й статьи: п. 1а – измена Родине, п. 8 – теракты против представителей советской власти, п. 9 – причинение ущерба системе транспорта, п. 11 – организационная деятельность по подготовке и совершению к-р преступлений.

Мандриевский был поляком, поэтому подозреваю, что арестовали его в рамках польской национальной операции. К счастью, уже 15 ноября операция закончилась, и 29 марта 1939 года Петра Мандриевского выпустили из следственной тюрьмы, которую через 5 лет возглавит Иосиф Береза.

Куда меньше повезло старшему брату Петра Викентьевича, Александру, кладовщику Иркутского центрального склада Гражданского воздушного флота. Он был арестован 12 февраля 1938 года, и уже 8 марта приговорен Тройкой к 10 годам лагерей.

В 1938 году Иосиф Береза занимал пост помощника начальника отделения в 3-м отделе иркутского НКВД. Третьи отделы региональных управлений НКВД занимались контрразведывательными операциями, а отделения внутри них специализировались на тех или иных национальных операциях. Известно, что Береза лично курировал китайскую и корейскую операции и участвовал в «панмонгольском деле».

Как знать, может быть арестованные поляки тоже проходили через его руки. Может быть среди них был и Петр Мандриевский…

Двоюродный прадед проработал на Восточно-Сибирской железной дороге меньше трех месяцев – в конце декабря 1946 года его командировали на аналогичную должность в Читу, на Дальне-Восточную железную дорогу, где он тоже работал недолго – меньше года.


Приказ начальника Округа железных дорог Дальнего Востока о назначении И.Д. Березы. 25 декабря 1946 года. Источник: Личное дело из Архива Восточно-Сибирской железной дороги

Следующий мой архивный запрос по Березе – в Читу. А в иркутском архиве РЖД я запросил личное дело Петра Викентьевича Мандриевского.

Если этот пост прочитают потомки Петра Мандриевского:
пожалуйста, напишите мне на почту yakovlev.genealog@gmail.com.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Город эксклюзив Закрытый от людей тюменский мемориал политических репрессированных сменит владельцев. Что с ним хотят сделать?
| «Не дам никому растоптать души белоснежный лоскут»
| #НМДНИ-1961. Гагарин. Берлинская стена. Похоронен Сталин. Коммунизм к 1980. Сбежал Нуреев
История строительства Камского целлюлозно-бумажного комбината и г. Краснокамска в 1930-е гг.
Из истории строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината и Вишерского лагеря
Створ (лагпункт, лаготделение Понышского ИТЛ)
| «Не для того везли, чтобы освободить…»
| Любила его всей душой
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus