В Москве на Беговой, 32 вандалы испортили табличку Последнего адреса, посвященную первому директору МХАТа Михаилу Аркадьеву, расстрелянному в 1937 году.
Может, кто-то захочет очистить памятный знак?
Мы написали об осквернении таблички несколько часов назад, и одна из наших волонтерок поехала на Беговую, чтобы ее отмыть, но когда она приехала, табличка уже была почищена!
А сейчас мы хотим рассказать об истории человека, которому табличка посвящена. Михаил Аркадьев был важной фигурой в театральной жизни 1930-х годов. В 1936-м МХАТ переживал кризис, и директор театра Станиславский направил Сталину личное письмо, в котором просил назначить директором МХАТа Аркадьева, имеющего опыт организации театральной работы, что и было сделано.
В 1937 году в рамках культурной программы Всемирной выставки в Париже МХАТ должен был отправиться на гастроли во Францию. Аркадьев выехал в Париж для подготовки гастролей и тогда же написал письмо Сталину и Молотову с просьбой включить в программу гастрольного репертуара пушкинского «Бориса Годунова». Спектакль этот только готовился к выпуску, но, по мнению директора, он должен был раскрыть все достоинства русского национального театра.
Не дождавшись окончательного решения, Аркадьев в интервью газете «Правда» сообщил, что МХАТ в Париже сыграет в том числе «Бориса Годунова». Проблема заключалась в том, что Сталину не понравилась историческая концепция пушкинской трагедии, и спектакль был запрещен — получилось, что Аркадьев разгласил этот тайный запрет. Поэтому буквально на следующий день Аркадьев сам написал письмо в редакцию, где назвал свое сообщение о постановке «Бориса Годунова» ошибочным.
Но это не помогло: скоро постановлением Политбюро он был уволен из театра, а 11 июля 1937 года — арестован и через два месяца расстрелян. Кроме этого, арестовали его жену Клавдию, которая 8 лет отсидела в АЛЖИРе — лагере для жен «изменников родины».
Европейский суд по правам человека вынес решение по делу, о принятом в марте 2022 года законе, который ввёл в уголовный и административный кодексы статьи о «дискредитации армии» и «фейках». ЕСПЧ объединил в одно дело 162 заявления из России, среди которых были жалобы от заблокированных СМИ, а также индивидуальные жалобы тех, кого осудили по этим статьям. Суд посчитал что власти России нарушили статью 10 Европейской конвенции о правах человека. Упомянутые в решении лица вправе получить компенсацию в 7,5 тыс евро.