15 февраля 1930 г
г. Пермь
Срочно. Совершенно секретно
[…]* В Суксунском районе бедняки говорят: «Нужно выселить кулаков, и тогда дело с коллективизацией пойдет без всякого тормоза». Наряду с этим фиксируются отдельные факты, когда беднота и середнячество начинают защищать кулаков, стараясь в этом вопросе занять половинчатую политику**, например: в Нытвенском районе в селе Шерья наметили к выселению 3-х человек кулаков, а когда этот вопрос вынесли на общее собрание, то присутствующие стали защищать их, говоря: «Они вредного ничего не сделали, за что их выселять». В Добрянском районе – вновь фиксируются факты, когда беднота и середнячество выносили постановление: «Конфисковать имущество, а самого кулака оставить», или: «Самого выселить – семью оставить», «Выселить, но имущество не конфисковать, а отдать ему». Еще один факт, когда кулак форменным образом провел общее собрание сельхозартели Каширинского сельсовета Кунгурского района. Собрание в одно время вынесло решение о выселении БРАТИЛОВА – крупного кожевенного торговца, недавно вернувшегося из Сибири (эвакуировавшегося с белыми), а через несколько дней, когда кулак подослал свою жену просить не выселять его – это же собрание оказалось настолько непоследовательным и вынесло столь глупейшее постановление, что приходиться поражаться. Для иллюстрации приводим решение целиком, несмотря на всю его курьезность – кулак добился своей цели:
«СЛУШАЛИ: заявление Братиловой Евдокии Васильевны, ввиду ее высылки из Уральской области, которая имеет пять детей малолеток и находится в беременности.
ПОСТАНОВИЛИ: Братилову Евдокию Васильевну от высылки отменить*, ввиду ее детности и беременности, но с таким расчетом опролетаризировать, в то же время взять на заметку, в случае чего применить ВЫСШУЮ МЕРУ НАКАЗАНИЯ»(!).
Против данного постановления один человек – ПОПОВ П.И. – середняк, за предложение голосовало 31 человек.
Последние факты являются результатом двух моментов, с одной стороны, обработка бедноты кулаками, а с другой – близорукость организаций, не находящих нужным противопоставить кулацкому свое влияние. […]**
В Юговском районе в Кольцовском, Курашимском, Платошинском и Янычевском сельсоветах объектами для выселения послужили в большей части середняки, не лишенцы, не торговцы, не эксплоататоры (есть лица, которые держали нянек детям и за это обложены индивидуально). За ними не числится антисоветской агитации, и только то, что они индивидуально обложены, явилось причиной для выселения. У одного из них, КАТАЕВА И.А., представителем РИКа ШИРИНКИНЫМ (милиционер) уже описано все, не исключая чулков, медных икон и т.п. дряни***.
В Уинском районе в Медянском сельсовете раскулачивание проходило еще безобразней. Советские работники, в числе их партийцы, уподобились мародерам, иначе никак нельзя квалифицировать их действия. Курсантка Пермской совпартшколы (член ВКП(б)) ТЮРИНА сообщает следующие сведения о Медянских безобразиях (приводим основные выдержки): «Ночью едут члены коммуны, председатель колхоза, секретарь партячейки ИЛЬИН к намеченным лицам, делают опись имущества от скота до последнего гвоздичка и увозят на склад. Если попадалось что-либо съестное, то оно попадало в руки ликвидаторов, и они разносили по себе кто сколько может. Был факт – при отчуждении забирали мед, яйца, вино, масло, семя, и все делилось между членами коммуны; снимали валенки с ног, платья с женщин, отбирали постель, деньги – у одной старухи отобрали последние 20 копеек. Все изъятое сброшено и нет догляда, имущество сложено в кучу, многого налицо нет, ночью увозили хлеб возами, несколько возов тоже потеряно. 30 января с.г. на собрании членов коммуны секретарь ячейки ИЛЬИН высказался: «Товарищи, вот наступил 18-й год, и мы должны им за все прошлое отомстить, часть выселим, а часть пойдут под порох». После постановления у всех индивидуалов* и лишенцев** увезли все имущество, даже ухваты, лопаты и проч[ую] дрянь. Новые половики, постель, разная пестрядь в коммуну не свозилась, а украшались свои комнаты, было сделано 5 красных свадеб, и невестам из конфискованного имущества было сделано хорошее приданое».
Когда ТЮРИНА попыталась объяснить, что действия работников неверны, что при раскулачивании отбирается земля, скот, хлебные излишки и роскошь, при переходе в коммуну имущество считается неделимым, – партийцы на собрании обвинили ее в правом уклоне (!?). […]
Нач. окротдела ОГПУ Минаев
ВРИД Нач. ИНФО Блиначев
ПермГАНИ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 18. Л. 132–134. Подлинник. Машинопись.
* Опущено описание настроений различных слоев крестьянства в связи с началом раскулачивания и массового выселения.
** Так в документе; правильно – «позицию».
* Так в документе.
** Здесь и далее опущены подобные примеры.
*** Так в документе.
* Имеются ввиду хозяйства, подвергшиеся индивидуальному налогообложению, введенному для зажиточных хозяйств в 1928 г.
** Лица, лишенные избирательного права.
Поделиться: