НОВОСТИ

Власти Свердловской области заявили о планах расширения Московское шоссе до шести полос, а также о строительстве биатлонного комплекса, который прилегает к Мемориалу. Члены «Уральского Мемориала» считают, что этого допустить нельзя — строительство на бывшем полигоне НКВД приведет к вандализму. Читать дальше...
В серии «ЖЗЛ» к 140-летию Павла Флоренского вышла книга Михаила Кильдяшова, посвященная научным и просто человеческим подвигам одного из ключевых русских философов XX века. Публикуем отрывок из главы «Иного бытия начало», в которой рассказывается о последних днях земной жизни отца Павла. Читать дальше...
В архивах страны до сих пор хранится немало документов, проливающих свет на взаимоотношения, царившие внутри советских творческих кругов, а также на то, как пристально следили за ними спецслужбы. Об одном таком эпизоде, связанном с провалом спектакля «Иван Грозный» по пьесе А. Н. Толстого, по материалам «Особой папки» Сталина специально для «Горького» рассказал Станислав Кувалдин, ведущий телеграм-канала ГА РФ «Документальное прошлое». Читать дальше...
Книга «Беломорско-балтийский канал имени Сталина: история строительства 1931–34 гг.» вышла в СССР в 1934 году, а уже в 1937-м ее тираж был изъят из обращения и почти полностью уничтожен. Тем не менее в российском Государственном архиве сохранились подготовительные материалы к этому коллективному труду. Об одном таком документе специально для «Горького» рассказал Станислав Кувалдин, ведущий телеграм-канала ГА РФ «Документальное прошлое». Читать дальше...
В этот вечер мы говорили о городке Колпашево и селе Палочка на севере Тюменской области - живых свидетелях преступлений большевистского режима.
Читать дальше...
Тема конференции: «1953-й. Подведение итогов и выбор пути». Очередная конференция цикла «История сталинизма» будет посвящена развитию советского общества и государства в условиях перехода от сталинской системы к новой политической модели в СССР и в значительной части других социалистических стран. Открытый 70 лет назад смертью Сталина, этот эволюционный транзит, продолжавшийся несколько десятилетий вплоть до демонтажа советской модели социализма и распада СССР, остаётся одной из актуальных тем современной историографии. Цель конференции – зафиксировать итоги и наметить перспективы исследования этих вопросов. Читать дальше...
Сегодня, 8 февраля, Мосгорсуд подтвердил решение Тверского суда о признании сделки о передаче здания от Международного Мемориала к НИПЦ Мемориал недействительной. Это значит, что очень скоро мы лишимся нашего офиса на Каретном Ряду.
Читать дальше...
На право распоряжаться историей претендует «цех профессиональных историков», бизнес, государство, различные социально-политические группы, претендующие на контроль над «правильным» связным рассказом о прошлом – историческим нарративом. В этой лекции речь пойдёт о том, как и для чего история необходима каждой такой группе, и к чему приводит столкновение картин прошлого. Читать дальше...
В лекции будет рассказано о том, как ученые усомнились, существует ли прошлое объективно или мы его постоянно конструируем заново. Мы коснемся представлений современной исторической науки о том, что такое и для чего нужно изучение прошлого, поговорим о дроблении исторических нарративов, создающих условия для политизации истории. Читать дальше...
Новый выпуск проекта Леонида Парфёнова "НМДНИ" посвящён феноменам, событиям, артефактам 1932 года.
Читать дальше...
В первом фильме проекта «Гулаг прямо здесь» о своей судьбе «дочери врагов народа», рожденной в кулацкой ссылке, рассказывает Любовь Васильевна Кондратюк (Садикова). Материал снят во время экспедиции проекта «Гулаг прямо здесь» в Тверскую область в сентябре 2022 года. Читать дальше...
Пермский Центр городской культуры представляет очередной эпизод подкаста «Архивная пыль». Шестой эпизод подкаста «Архивная пыль» посвящен разным способам рассказывания историй из прошлого: бумажного, семейного, городского.
? Читать дальше...
Почему «Уральский Мемориал»* недоволен раскопками на бывшем полигоне НКВД, где нашли останки 2 тысяч убитых.

Читать дальше...
Возвращение «исторического» названия города в прошлом году всерьёз обсуждалось в СМИ и социальных сетях. Согласно результатам опроса, переименование поддерживают всего 26% жителей Волгограда.
Читать дальше...
2 февраля 1942 года в ленинградской тюрьме «Кресты» в возрасте 36 лет от истощения умер поэт и писатель, участник «Объединения Реального Искусства» (ОБЭРИУ) Даниил Хармс. Он был повторно арестован 23 августа 1941 года за распространение в своём окружении «клеветнических и пораженческих настроений» (ст. 58, п. 10, ч. 2 УК РСФСР) по доносу Антонины Оранжиреевой, знакомой Анны Ахматовой и многолетнего агента НКВД. Читать дальше...
Медиакорсеть публикует истории нескольких семей, чьи судьбы оказались перепаханы политическими репрессиями.

Читать дальше...
Российский Мемориал, НИПЦ Мемориал начинают публикацию материалов проекта «Гулаг прямо здесь» по записи видеоинтервью с людьми, прошедшими через репрессии советского периода. Цель проекта – рассказать о репрессиях в СССР через конкретную судьбу, отдельного человека и найти истоки катастрофы, происходящей с нами сегодня. Читать дальше...
В 1989 году 28 и 29 января состоялась учредительная конференция Мемориала*. Открывал ее правозащитник и лауреат нобелевской премии мира Андрей Сахаров. В том году Андрей Сахаров ещё жив, создаётся Мемориал*, тогда же воссоздаётся Московская Хельсинская Группа. В 2023 году два юрлица Мемориала* ликвидированы, фонд Сахарова признан нежелательной организацией, Сахаровский центр лишают помещения, а юрлицо МХГ также ликвидируют. Читать дальше...
Он ушел из жизни в 55, но успел за это время стать одним из главных советских — а затем и американских — поэтов. Из ссыльного «тунеядца» он превратился в профессора; из персоны нон-грата в того, кому ставят памятники, а из человека, равнодушного к моде, — в элегантного любителя галстуков и твида. Рассказываем, как жил поэт на родине и на чужбине и как складывались его отношения с миром вещей. Читать дальше...
Песня «Я спросил у ясеня...» была написана к спектаклю театра Вахтангова «День рождения» в середине 1930-х годов. Саму комедию и все тексты в ней сочинил Владимир Киршон, а музыку - молодой тогда композитор Тихон Хренников. До наших дней ноты к этой песне не сохранились, но сам Хренников позже вспоминал, что песня эта была куда веселее, чем у Микаэла Таривердиева. По его словам, изначально «это была ироничная песня». Кто же такой этот Киршон, кого мы не знаем, но чью пьесу ставил театр Вахтангова? Читать дальше...