Исторический раздел:

Наум Харламович Плешивых


Круглые сутки бесконечным потоком через небольшую остановочную площадку Волегово проходят десятки поездов: грузовые, пассажирские, ремонтные, лишь разнося в округе перестук колес и сигналы локомотивов. Транссибирская магистраль. Напряженный ежедневный труд железнодорожников обеспечивает надежную проходимость грузовых и пассажирских потоков… Этой дороге более ста лет. За свою более чем вековую историю многое видела дорога, многое ей пришлось пережить… Но несмотря ни на какие трудности, и в январские морозы, и в июльскую жару работники пути всегда на своем посту!

В 1930-е годы магистраль была однопутной, а построенные по всему пути разъезды позволяли «разойтись» встречным поездам. Такой разъезд был и на месте нынешней остановочной площадки Волегово. В 1930-е годы она называлась «Разъезд №27». Здесь же находился и типовой дом, в котором жили семьи железнодорожников, ведь от работников пути требовалась постоянная готовность к внештатным ситуациям на дороге, возможность оперативно обеспечить движение поездов. Сегодня дом железнодорожников в Волегово сохранился. На фасаде дома уже висит табличка проекта «Последний адрес» памяти железнодорожника Поликарпа Дементьевича Гилёва, установленная 26 октября 2016 года.

В списке «Мемориала» есть ещё одно имя, связанное с этим домом – Наум Харламович Плешивых. Заявку на установку мемориальной таблички «Последнего адреса» подала Зинаида Поликарповна Бердникова, до 1937 года – соседка этой семьи.

Наум Харламович Плешивых родился в 1895 году в починке Запольский, рядом с Волегово. В 1930-х годах работал помощником начальника станции, дежурным по «Разъезду №27». Здесь же, в Волегово, со своей женой и пятью детьми жил в пристанционном доме на служебной квартире. Всего в том доме проживало четыре семьи железнодорожников. Железнодорожная ветка, пересекающая Верещагинский район, дала развитие новой отрасли. Целые семьи становились железнодорожниками, в которых передавался драгоценный опыт молодым специалистам. И уже к середине 1930-х годов в районе образовался опытный, сплоченный трудовой коллектив.

Но сотрудники НКВД в июле 1937 года разглядели в коллективе железнодорожников «повстанческую организацию, ставившей своею целью свержение существующего строя путем вооруженного восстания». 7 июля специальный паровоз с сотрудниками НКВД прибыл на Разъезд №27 для ареста Наума Харламовича Плешивых и его сменщика Поликарпа Дементьевича Гилёва.

13 сентября 1937 года заседанием тройки при УНКВД Свердловской области Н. Х. Плешивых был приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Обвинен в том, что являлся участником «контрреволюционной повстанческой организации, ставившей своей целью свержение Советской власти путем вооруженного восстания». По заданию этой вымышленной организации якобы «вел махровую контрреволюционную пропаганду, направленную на дискредитацию мероприятий, проводимых партией и советской властью, вёл вредительскую деятельность на железнодорожном транспорте». Уже на следующий день, 14 сентября приговор был приведён в исполнение.

В Определении Военного Трибунала Уральского Военного Округа от 13 декабря 1957 года сказано:

В протесте прокурора ставится вопрос об отмене постановления и прекращении дела в отношении Плешивых за отсутствием состава преступления, поскольку дополнительным расследованием установлено, что следственные материалы в отношении Плешивых были сфабрикованы бывшими работниками УНКВД Свердловской области, а предъявленные Плешивых обвинения являются необоснованными.

Вышеуказанным Определением Наум Харламович Плешивых был посмертно реабилитирован.

Поделиться:

Рекомендуем:
| Город эксклюзив Закрытый от людей тюменский мемориал политических репрессированных сменит владельцев. Что с ним хотят сделать?
| «Не дам никому растоптать души белоснежный лоскут»
| #НМДНИ-1961. Гагарин. Берлинская стена. Похоронен Сталин. Коммунизм к 1980. Сбежал Нуреев
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В ПРИКАМЬЕ 1918-1980е гг.
ВОЙНА ГЛАЗАМИ ВОЕННОПЛЕННЫХ
7 мест в Перми, от которых пойдут мурашки по коже
| Мой папа простой труженик…
| Хлеба досыта не ели
| Главная страница, О проекте

blog comments powered by Disqus